Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Торможение автомобиля



Новости

21.08.2022

Добавлена возможность онлайн-заказа автобуса.

Подробнее

31.05.2022

Введены в эксплуатацию два автобуса: на 17 и 35 мест.

Подробнее

Автомобили и путешествия

Сайт для автомобилистов и путешественников / пассажирские перевозки / экскурсии

Для просмотра меню сайта с мобильного устройства нажмите на квадрат в левой верхней части экрана.

Торможение автомобиля, или от чего зависит тормозной путь. Теория и практика. 

Чем лучше и надежнее тормоза, тем быстрее можно остановить движущийся автомобиль, и тем с большей скоростью можно двигаться, а следовательно, и больше будет средняя скорость движения автомобиля.

При торможении поглощается накопленная автомобилем кинетическая энергия (инерция). Торможению помогают силы сопротивления воздуха, сопротивления качению и сопротивления подъему. На уклоне силы сопротивления подъему отсутствуют, а к инерции автомобиля добавляется сила тяжести, которая затрудняет торможение.

При торможении между колесами и дорогой возникает тормозная сила, противоположная направлению силы тяги. Торможение зависит от соотношения тормозной силы и силы сцепления. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше тормозной силы, то автомобиль затормаживается. Если тормозная сила будет больше силы сцепления, то при заторможенных колесах произойдет их скольжение относительно дороги. В первом случае колеса катятся, постепенно замедляя вращение, а кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию, нагревающую рабочие механизмы тормозной системы. Во втором случае колеса перестают вращаться и будут скользить по дороге, поэтому кинетическая энергия будет тратиться на превращение в тепло трения шин о дорогу. Торможение с остановившимися колесами ухудшает управляемость автомобиля и приводит к ускоренному износу шин.

Наибольшую тормозную силу можно получить только тогда, когда тормозные моменты на колесах будут пропорциональны нагрузкам, приходящимся на них. Если такая пропорциональность не будет соблюдена, то тормозная сила на одном или нескольких колесах будет использована не полностью. Таким образом, при различном весе, приходящемся на оси, нужно, чтобы тормозная сила на колесах была неодинакова. На автомобилях без антиблокировочной системы тормозов эта проблема частично устранялась использованием механического регулятора тормозных сил.

Однако необходимость применения разной тормозной силы возникает также и при неодинаковом коэффициенте сцепления колес. Поэтому практически все современные автомобили оснащаются управляемой электроникой антиблокировочной системой тормозов. Она распределяет тормозную силу между колесами так, чтобы не допустить скольжения колеса по дороге и максимально эффективно использовать возможности тормозной системы автомобиля. Соответственно колеса не перестают вращаться, и автомобиль сохраняет управляемость.

При экстренном торможении на автомобилях с АБС необходимо как можно сильнее нажать педаль тормоза. На автомобилях без АБС желательно изменять интенсивность нажатия на педаль тормоза так, чтобы поддерживать колеса на грани блокировки, или то блокировать их, то разблокировать.

Управляя автомобилем, водитель должен выбирать безопасную скорость движения, которая даст ему возможность вовремя остановиться при возникновении опасной ситуации. Нужно правильно выбирать дистанцию до впереди едущего автомобиля. Это позволяет избегать резких торможений, которые сами в свою очередь могут создать аварийную ситуацию. При перевозке грузов и пассажиров необходимо учитывать, что резкое торможение приведет к перемещению и повреждению незакрепленного груза, травмированию пассажиров.

Торможение необходимо производить как можно плавнее, особенно, когда это не снижает среднюю скорость движения. Например, при подъезде к светофору. Также следует учиться поддерживать постоянную скорость движения и дистанцию до впереди едущего автомобиля без лишних нажатий на педаль тормоза.